Подбор по параметрам

Тип

Размер

Сезон

Производитель

Производитель

Модель

Год выпуска

Модификация

Кругозор

Отличия оригинальных колес от неоригинальных. Маркировки, которые наносятся на колесо.

Вопрос не простой, и требует обстоятельного объяснения и определений.

Оригинальное колесо (OEM wheel) — колесо, включенное в состав сертифицированного транспортного средства (ТС). Как правило, на обратной стороне диска наносится торговая марка изготовителя ТС и дополнительные знаки, присвоенные колесу производителем ТС. Например, на колесе «5 спиц», поставляемом на ВАЗ, нанесен код детали 2112-3101015-10.

Все выпускаемые и продаваемые в России легкосплавные колеса должны соответствовать ГОСТ-Р 50511-93 «Колеса из легких сплавов для пневматических шин». В Германии требования к OEM wheels задают производители ТС и, соответственно, отвечают за надежность и безопасность использования оригинальных колес. Проект нового ГОСТ Р также не распространяется на оригинальные колеса, а только на идентичные и специальные колеса. Здесь следует пояснить, что идентичные колеса — колеса, выполненные на том же оборудовании, что и оригинальные, но лишенные торгового знака производителя ТС.

Иными словами, маркировка оригинальных колес выполняется по требованию заказчика (производителя ТС), который руководствуется национальными или собственными стандартами. На остальных колесах, включая «реплики», маркировка должна быть такая, как требует национальный стандарт, в России это ГОСТ Р 50511.

«Реплика» — скорее жаргонный торговый термин, нежели зафиксированное в документах определение. Словом «реплика» чаще всего обозначают колесо, повторяющее внешний вид оригинального колеса. Качество «реплики» может быть от великолепного до ужасного, от качества ОЕМ до уровня откровенной дешевой подделки. Оригинальные колеса продаются через фирменные дилерские центры автопроизводителей. В тех же дилерских центрах можно встретить и реплики. Однако если на оборотной стороне «реплики» не указан производитель колеса и продавец не может предъявить сертификат соответствия, от покупки лучше воздержаться.

Теперь перечислим основную маркировку в соответствии с ГОСТ Р 50511:

  1. Товарный знак или наименование предприятия.
  2. Дата, как правило, год и месяц выпуска.
  3. Типоразмер обода.
  4. Вылет колеса.
  5. Допустимая статистическая нагрузка (например: Fb=500 кг, или Index load 500 кg).
  6. Знак соответствия по системе ГОСТ-Р 50511 (значок РСТ).

Маркировка должна быть постоянной и нестираемой. Для литых колес она гравируется на прессформах и отливается с колесом. На кованых колесах наносится клеймением или механической (иногда лазерной) гравировкой.

Преимущества легкосплавных колес перед стальными

С ростом производства алюминия и появлением обрабатывающих центров под управлением компьютеров, легкосплавные колеса получили широкое распространение и их преимущества по отношению к штатным стальным колесам ощутили обычные автомобилисты.

  • Отличный внешний вид. Дизайнер может творить, а производство - воплотить. Технология литья дает свободу в создании дизайна колеса.
  • Минимальность дисбалансов и точность установочных размеров достигается за счет точности доводки пресс-форм и мехобработки поверхностей вращения.
  • Легкость и прочность. Легкосплавные колеса легче традиционных стальных дисков, поскольку основу сплава составляет алюминий - легкий, “крылатый” металл. Конкретный вес колеса определяется его дизайном. Прочность колеса зависит от конструкции, качества сплава и выполнения технологических требований на каждом этапе. Механические свойства алюминиевого сплава после ковки лучше, чем сплава, применяемого при литье колес, поэтому начиная с диаметра в пятнадцать дюймов кованые колеса, как правило, легче литых.

Отличия сборных легкосплавных колес от литых колес

Основная часть легкосплавных колес в мире - цельнолитые (одночастичные, моноблочные), изготовленные по технологии литья под давлением или литья в кокиль. В двухчастичных легкосплавных колесах диск и обод соединены стальными или титановыми болтами, равномерно распределенными по периметру обода. Головки этих болтов и придают колесу необычный, "навороченный" вид. Отметим, что диск и обод могут быть изготовлены по различным технологиям.

Многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы различить цельнолитое колесо с фальшболтами от сборного, следует посмотреть на колесо с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны (без шва).

Технических преимуществ сборные колеса, особенно со стальными болтами, перед цельнолитыми не имеют. Фальшболты же только увеличивают вес колеса, к тому же могут теряться, особенно на наших дорогах.

Установка легкосплавных колёс

Установка легкосплавных колёс на автомобиль мало отличается от установки стальных колёс, и её можно выполнить самостоятельно. Но есть ряд причин, по которым рекомендуется устанавливать легкосплавные колёса, особенно новые, в специализированных сервисных центрах.

Перечислим их:

  1. Шиномонтаж должен выполняться на хорошем оборудовании, чтобы не повредить лакокрасочный слой.
  2. При балансировке шины на колесе с использованием грузиков на "липучке" должен выбираться соответствующий режим балансировочного станка.
  3. Шина не должна касаться кузова автомобиля при крайних положениях руля.
  4. Прежде, чем монтировать шину, следует примерить колесо на автомобиль и убедиться в возможности надежно закрепить и отцентрировать колесо. А также проверить совместимость колеса с деталями подвески, рулевого управления и тормозными элементами.

Советы по примерке и эксплуатации легкосплавных колёс

  1. Следует убедиться, что длина резьбовой части болта или шпильки достаточная для надёжного крепления колеса. Например, "родной" жигулёвский болт, которым приворачивается стальное колесо, использовать нельзя - недостаточная длина резьбовой части, отсутствие "юбки". Поэтому легкосплавные колёса для "Жигулей", как правило, комплектуются своими болтами. Число витков болта (гайки) до полной затяжки должно быть не менее 6-8 оборотов. Усилие затяжки крепежных болтов (гаек) приведено в паспорте на автомобиль, но должно составлять величину не менее 90 Нм.
  2. При установке колёса следует убедиться, что ничто не мешает плотному примыканию привалочных плоскостей ступицы и колеса. Плотному смыканию могут мешать, например: ловители, головки винтов тормозного барабана, выступающие за привалочную плоскость, колпачки от прежнего стального колеса, используемые вместе с легкосплавным.
  3. Убедиться, что колесо не касается подвески и деталей рулевого управления.
  4. Следует убедиться, что центры крепежных отверстий колеса (PCD) и ступицы строго совпадают. Отверстия крепления делают с допуском в плюс к диаметру, можно ошибиться в выборе колеса, если PCD отличается от штатного на пару миллиметров, например, 4х98 и 4х100, 5х112 и 5х114,3 Недопустимо на ступицу с PCD 5x112 устанавливать колесо с PCD 5x114,3. В этом случае из всех гаек (болтов) затянута полностью будет только одна, а остальные же отверстия "уведет" и крепеж окажется недотянутым или затянут с перекосом и, как следствие, посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет "бить", а неполностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
  5. Убедитесь, что колесо центрируется на ступице по центральному отверстию колеса. Если диаметр центрального отверстия колеса больше, чем центрирующий диаметр ступицы, подберите соответствующее центрирующее кольцо.
  6. Следует убедиться, что внутренняя часть диска не задевает тормозные элементы на передней и задней осях автомобиля. В случае, если на автомобиле используются тормоза с плавающими суппортами, то минимальный зазор между колесом и суппортом (исходя из худшего случая, когда установлены новые тормозные накладки) должен быть не менее 3 мм. В противном случае, суппорт может касаться диска после замены тормозных колодок. Размер тормозных дисков и суппорта определяется в основном мощностью двигателя и может быть различным на автомобилях одной модели, в зависимости от установленного двигателя.
  7. Следуйте правилам эксплуатации, приведенным в паспорте колеса.

Советы по примерке и эксплуатации легкосплавных колёс

  • Следует убедиться, что длина резьбовой части болта или шпильки достаточная для надёжного крепления колеса. Например, «родной» жигулёвский болт, которым приворачивается стальное колесо, использовать нельзя — недостаточная длина резьбовой части, отсутствие «юбки». Поэтому легкосплавные колёса для «Жигулей», как правило, комплектуются своими болтами. Число витков болта (гайки) до полной затяжки должно быть не менее 6–8 оборотов. Усилие затяжки крепежных болтов (гаек) приведено в паспорте на автомобиль, но должно составлять величину не менее 90 Нм.
  • При установке колёса следует убедиться, что ничто не мешает плотному примыканию привалочных плоскостей ступицы и колеса. Плотному смыканию могут мешать, например: ловители, головки винтов тормозного барабана, выступающие за привалочную плоскость, колпачки от прежнего стального колеса, используемые вместе с легкосплавным.
  • Убедиться, что колесо не касается подвески и деталей рулевого управления.
  • Следует убедиться, что центры крепежных отверстий колеса (PCD) и ступицы строго совпадают. Отверстия крепления делают с допуском в плюс к диаметру, можно ошибиться в выборе колеса, если PCD отличается от штатного на пару миллиметров, например, 4х98 и 4х100, 5х112 и 5х114,3 Недопустимо на ступицу с PCD 5×112 устанавливать колесо с PCD 5×114,3. В этом случае из всех гаек (болтов) затянута полностью будет только одна, а остальные же отверстия «уведет» и крепеж окажется недотянутым или затянут с перекосом и, как следствие, посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», а неполностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
  • Убедитесь, что колесо центрируется на ступице по центральному отверстию колеса. Если диаметр центрального отверстия колеса больше, чем центрирующий диаметр ступицы, подберите соответствующее центрирующее кольцо.
  • Следует убедиться, что внутренняя часть диска не задевает тормозные элементы на передней и задней осях автомобиля. В случае, если на автомобиле используются тормоза с плавающими суппортами, то минимальный зазор между колесом и суппортом (исходя из худшего случая, когда установлены новые тормозные накладки) должен быть не менее 3 мм. В противном случае, суппорт может касаться диска после замены тормозных колодок. Размер тормозных дисков и суппорта определяется в основном мощностью двигателя и может быть различным на автомобилях одной модели, в зависимости от установленного двигателя.
  • Следуйте правилам эксплуатации, приведенным в паспорте колеса.
 

Каталог